К святыням Белоруссии

5--8 мая 2023 (поездка состоялась)

Белая Русь (часть1)

Беларусь – тихая, нежная, скромная. Ее неброское обаяние проявляется постепенно – в мягких переливах утреннего неба над размытой линией горизонта, в зелени бескрайних полей, в бодрящем аромате соснового бора, в печальном крике журавлей. Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться и ощутить окружающий мир: всмотреться в глубокие глаза Беларуси – синие озера, опустить руки в прохладную воду прозрачного ручья, спрятаться от теплого дождика под зеленую лапу ели.

За свою многовековую историю она была завоевана много раз, но сама никогда не была завоевателем. Белорусам приходилось менять веру, принимать чужую культуру и язык. Но при всем этом Беларусь никогда не теряла своей самобытности. Она склонялась, как трава, под ураганом завоеваний, чтобы после снова распрямиться и зазеленеть. Основу такой стойкости заложили преподобная Ефросинья Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, первопечатник Франциск Скарина.

Особое достояние Беларуси - это, люди. Сердечность, доброта, отзывчивость, навсегда останутся в нашем сердце. Мы приехали в Жировичский монастырь, вышли из автобуса и в замешательстве остановились, не зная куда идти. Дьякон Вадим, хотя и спешил на службу, отнесся к нам с большим вниманием. Обрадовался встречи с нами, передал в надежные руки семинариста Ивана. Он же около двух часов с жаром и любовью рассказывал нам о монастыре, о семинарии, о владыке Филарете, памятник, которому установлен в монастыре. Родившись в Москве, став монахом в Троице-Сергиевой лавре, митрополит Филарет полюбил Беларусь так, что стал ее национальным героем. «Да… Служение в Беларуси оказалось для меня очень поучительным… Именно так! Потому что я многому научился у простых людей, у скромных тружеников. Они протягивают ко мне свои руки, чтобы принять архипастырское благословение. И я вижу их натруженные, мозолистые ладони и думаю о том, что это мне надлежит просить их о благословении! Это их молитвы укрепляют и нашу Святую Церковь, и нашу Родину, и меня.» Труженика, простого человека в Беларуси уважают и ценят! Для многих из нас знакомство с митрополитом Филаретом было удивительным открытием.

6 мая в день памяти Георгия Победоносца мы с братией, прихожанами монастыря прошли крестным ходом в маленькую деревянную одноименную кладбищенскую церковь. Каким-то чудом она вместила в себя бесчисленное множество людей и слова «Господи, помилуй!» звучали как-то по-особенному.

Наше паломничество в Беларусь проходило перед Великим Праздником-Днем Победы. Из Жировичей мы поехали в Брест и Брестскую крепость, а по пути заехали в поселок Ружаны, к Ружанской «плачущей» иконе Божией Матери. В храме Петра и Павла нас опять ждал незапланированный теплый прием. Мы сердечно благодарим настоятеля протоиерея Александра, который подарил нам незабываемые минуты бесценного душеполезного общения. А прихожане храма искренне радовались встрече, а некоторые говорили: " Ну, надо же из самой Москвы пожаловали...!"

Каждому, без исключения каждому нужно побывать в Брестской крепости. В ней каждой клеточкой, каждым нервом, ощущаешь боль, ужас, страдание, стойкость, героизм, силу советских людей, которые встретили первый день войны и мужественно защищали каждую пять русской земли. ' Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!" - эта надпись осталась не только на стене крепости, но и, пожалуй, в сердце каждого из нас – как напоминание о страшной, безобразной войне и о том, как остаться в ней Человеком, сохраняя память, а значит и совесть. Потрясенные, мы добрались до Рождественского монастыря, расположенного там же в Брестской крепости. В обители нас ждали, у игуменьи Георгии были именины. Она около сорока лет назад пела на клиросе нашего собора и работала у Владыки Питирима в издательстве «Московская Патриархия». Удивительно, как разделённые временем и расстоянием мы стали в один миг родными и близкими людьми. Матушка тепло вспоминала о том времени, а нам посчастливилось прикоснуться к истории. Глядя на прекрасную обитель, где распускалась сирень, цвели тюльпаны и нарциссы невозможно было представить, что здесь когда-то шли жестокие бои. Как прекрасен мир, созданный Богом! В нем нет места войне!!!

Белая Русь (часть 2)

По дороге из Бреста в Минск нам повсюду встречались длинноногие белые аисты. Они сидели на крышах домов, шли по дороге. Аисты с большим доверием относятся к людям и каждую весну жители деревень ждут красивую добрую птицу, чтобы вместе прожить еще один прекрасный период своей жизни уже, поздно вечером приехали в Минск в Свято-Елизаветенский монастырь.

Немецкая принцесса, русская княгиня, православная Святая — все это можно сказать об одной женщине: Елизавете Федоровне. Всю свою жизнь она посвятила делам милосердия и благотворительности. Именно в честь нее белорусская обитель получила свое название. Монастырь продолжает дело святой, покровительницы монастыря. Началом возникновения монастыря стало Сестричество, действующее и сейчас, оно оказывает благотворительную помощь в различных учреждениях. Здесь проходят период восстановления люди, которые хотят исцелиться от тяги к алкоголю и других страстей, а также не нашедшие другого приюта. Интересен и такой факт: во владении монастыря находится трейлер, перемещаясь на котором по городам монастырские сестры проводят ярмарки. Также здесь оборудован театр-батлейка — двухъярусный ящик для показа кукольных постановок для маленьких детей. В монастыре есть даже своё издательство. А для нас, паломников отстроена гостиница. Вся территория создает впечатление, что попал в сказку. Вокруг удивительные и необычные храмы с яркой отделкой, похожие скорее на царские палаты, чем на монастырский двор женского монастыря.

Рано утром мы пришли на службу в деревянный огромный храм, освященный в честь Иоанна Шанхайского. В будний день в нем собралось множество людей. «Благословен Бог, наш»- началась литургия и через несколько минут на исповедь, вышел «Иоанн Шанхайский». Мы были поражены. Удивительно, как отец Николай был похож на святителя! К нему сразу же кинулись прихожане. Он с мягкой сердечной улыбкой слушал каждого, давал наставления и отпускал грехи. Служба пролетела легко и вдохновенно. Началось причастие. Мы робко стояли, пропуская вперед сестер монастыря, но они одобрительно подтолкнули нас вперед, мы причастились и только потом к причастию подошли насельницы обители.

Все, буквально все в монастыре дышало вдохновенной радостью.

Накануне, мы отправились в Полоцк. Поклонились мощам преподобной Ефросиньи Полоцкой, великой христианке, просветительнице полоцкой земли. Она зажгла и зажигает огонь православной веры в сердцах многих людей. Спасо-Преображенский храм воздвигнутый по ее инициативе, может рассказать о личности святой. Нас поразила удивительная сохранность храма, построенного еще в середине 12 века и древние росписи сплошь покрывающие стены храма. По милости Божией мы успели побывать в храме до закрытия его на реставрацию и своими глазами увидеть своеобразие архитектуры и живописи Спасской церкви.

Вещи собраны. Бросаем прощальный взгляд на гостеприимную обитель, вздыхаем, но у нас еще есть время и мы отправляемся на обзорную экскурсию по Минску. Мы сели в автобус и поехали по городу. Мы, которые видели много городов, не переставали восхищаться грандиозным колоритным зданиям Минска, таким чистым, цветным, нарядным, широченным проспектам, залитым солнцем, множеством скверов и парков, сидящим на скамеечках старушкам и чистотой… и множеством цветов. Монументы, обелиски, памятники, храмы, костелы встречались нашему взору по всему пути. Впечатления были ошеломляющими, ведь таким может быть только город, горячо любимый жителями. Прямо в центре города, на проспекте Независимости два громадных парка, это парк имени Челюскинцев и Ботанический сад.  Их площадь около 180 гектар! Как надо любить своих людей, чтобы в самом центре города устроить для них такую площадку отдыха.

Город разделяет на две части река Свислочь. Более 500 лет назад по водам этой реки пришла икона Божией Матери «Минская» и сейчас она находится в Свято-Духовом кафедральном соборе города. Это — главная святыня столицы Беларуси. Икона прославилась чудотворениями, была участницей исторических событий, подвергалась поруганию и обновлялась. Мы испросили у Царицы Небесной и Сына Божия благословения на дорогу и поблагодарили за милости и любовь, которые так щедро изливались на нас. Уезжали со слезами радости и благодарности на глазах.  Очень не хотелось прощаться с этой страной и этими удивительно добрыми, красивыми, гостеприимными людьми.

К святыням Белоруссии

5-8 мая

1ый день, 5 мая выезд в 6.20 Ласточка, прибытие в Минск, отправление на автобусе в Жировичи.  Весной 1470 года среди обширных лесов в Жировичах была обретена икона Богоматери с Младенцем. С этого момента началась история святой обители Сейчас,это один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране арх. ансамблей XVII—XVIII веков. Обед размещение в Свято-Успенском монастыре, знакомство с обителью, вечернее богослужение. Ужин.

2 ой день, 6 мая литургия, обед, отправление в Брест, Брестская крепость, отправление в Минск, размещение в Свято-Елизаветенском монастыре, знаком с обителью. Ужин.

3 ий день 7 мая отправление в Полоцк, в Спасо-Ефросиньевский монастырь, основанный в 1127 году святой Ефросиньей Полоцкой единственный уцелевший памятник полоцкого зодчества 12 века. Именно здесь покоятся мощи Ефросиньи - одной из самых почитаемых православных святых, небесной покровительницы Беларуси. Возвращение в Минск.Ужин.

4 ый день 8 мая завтрак, экскурсия по Минску, вы услышите историю о том, как христианство пришло на земли Беларуси и Менска (ист назв). А также вы узнаете, где находится первая городская каменная церковь (X – XI вв.), посетите многие храмы, среди которых Петро-Павловский собор (1612-1613 гг.), кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа (1642 г.), где вы сможете поклониться его главным святыням: Минской иконе Божией Матери, мощам святой праведной Софии Слуцкой свободное время. Ужин. Отправление в Москву на любом вечернем поезде