Состоялась уникальная поездка на Святую Землю

26 января - 3 февраля 2018 года / 7 дней

Святая Земля – это творение Бога и человеческой памяти. Это единство священных событий, которые Бог совершил здесь ради спасения людей, и благодарной человеческой памяти об этих великих событиях. Память эта воплотилась во множестве русских монастырей и храмов в евангельской Палестине, потому что на протяжении более чем полутора столетий христианское чувство русского сердца находило свое воплощение в созидании здесь церковного и культурно-исторического богатства Руси.

Во главе удивительного исторического явления, получившего название русской Палестины, с 1847 года стоит Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Её попечением Русская Православная Церковь приобрела для своих паломников со всего огромного пространства исторической Руси целый ряд святых мест первой величины, на которых разворачивались события Священной истории.

Сегодня это уникальное достояние Русской Церкви включает в себя Троицкий собор и храм в честь св. царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме; Горненский женский монастырь на месте встречи Пресвятой Богородицы и св. праведной Елизаветы и родине св. Иоанна Предтечи; женский монастырь у места Вознесения Господня на горе Елеон; монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании, хранящий мощи свв. прпмчч. великой княгини Елисаветы и ее келейницы инокини Варвары; подворье святых Праотцев в Хевроне с Дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников; подворье с храмом в честь св. апостола Петра в Яффе и гробницей воскрешенной им св. праведной Тавифы; подворье св. Марии Магдалины на ее родине на берегу Галилейского озера; храм св. пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне близ дерева Закхея и неподалеку от Сорокадневной горы, крупный паломнический центр с гостиницей на месте Крещения Господня на территории сегодняшней Иордании, получивший название «Странноприимного дома», и многие-многие другие земельные участки. 

Знаменательно, что русское присутствие в Святой Земле сложилось во многом благодаря пожертвованиям простых верующих со всех уголков исторической Руси. Сбор средств на нужды русской Палестины проводился круглый год, но главным был массовый всероссийский сбор, установленный в 1886 году, проводившийся в Вербное воскресенье и потому получивший название «Вербного». В преддверии праздника Входа Господня в Иерусалим во все епархии Русской Православной церкви направлялось воззвание, начинавшееся словами из псалма: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (Пс. 136,5). Это воззвание обязательно публиковали и местные «Епархиальные ведомости». Из епархий документ направляли в благочиния, а оттуда рассылали по всем храмам. За неделю до «Вербного сбора» его вывешивали в храмах, и духовенство знакомило паству с целями этого мероприятия, призванного содействовать развитию российского паломничества в Святую Землю и поддержать православных жителей Палестины. В праздник Входа Господня в Иерусалим духовенство во время богослужения обходило прихожан, собирая их доброхотные пожертвования. О сумме собранных средств составлялся акт в присутствии священника, церковного старосты и нескольких именитых прихожан. Через местного благочинного деньги направляли в духовную консисторию, а оттуда в Совет Императорского Православного Палестинского Общества в Санкт-Петербурге, который распределял средства на нужды российского паломничества и социальных и просветительских проектов среди палестинских христиан. Ежегодно в одной лишь Владимирской губернии, к примеру, Вербный сбор составлял по несколько тысяч рублей, и складывались они в основном из копеек и иногда гривенников, которые жертвовали крестьяне. Состоятельные же прихожане в городах жертвовали по несколько рублей. 

Так складывался фонд, позволявший приобретать в Святой Земле ценнейшие участки, возводить на них храмы в память событий Священной истории и подворья для приема паломников, проводить археологические раскопки на святых местах, заниматься организацией паломнических поездок, а также просветительской и издательской деятельностью, направленной как на нужды паломников, так и местных православных. 

Размах русского присутствия в Святой Земле до годин лихолетья в России – это благодарный ответ русских сердец на прикосновение божественной благодати, которую многие из них уже ощутили у святых мест или к которой только желали приблизиться, пока еще не добравшись в Святую Землю. Послереволюционный же период в истории русской Палестины – это время немалых потерь, забвения и опустошения, но в то же время и усилий немногих по сохранению наследия предыдущих поколений. В течение многих лет русские священнослужители и монашествующие в Палестине жили с болью в сердце от пренебрежения народа к сокровищам родного достояния в Святой Земле, но и с надеждой на его возвращение к своим духовным истокам и осознание ценности своего наследия в библейской Палестине, воплотившего боголюбие и благочестие русских людей. 

Милостью Божией, это возрождение совершается на наших глазах. Снова на Божественной литургии у Гроба Господня много паломников со всех концов исторической Руси, снова слышится русское «Христос воскресе!» на Благодатном огне, снова в Вифлееме наши соотечественники сорадуются Рождеству Богомладенца, снова на Иордане русские сердца внимают явлению Пресвятой Троицы, снова на Фаворе ищут преображения многие русские души. Сегодня паломничество в Святую Землю для многих становится путешествием, в которое отправляются в поисках Бога, самих себя и своих духовных корней; одним из наиболее важных вспомогательных средств для правильного устроения духовной жизни. Святая Земля становится местом встречи с Христом, где многие впервые по-настоящему открывают для себя Евангелие. 

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме видит свою главную задачу в том, чтобы всемерно содействовать развитию этого паломничества, создавать условия для созидательных и душеполезных путешествий православных верующих в Святую Землю, поддерживать существующие и открывать новые паломнические гостиницы у святых мест, продолжать восстановительные работы в русских монастырях и храмах, совершать здесь богослужения и молитву за наше Отечество. 

Среди первоочередных задач Миссии – строительство Паломнических центров с гостиницами напротив храма Благовещения Пресвятой Богородицы в самом сердце евангельского Назарета и на территории сада с несколькими источниками у родины св. Марии Магдалины на берегу Галилейского озера; строительство второго корпуса Паломнической гостиницы в Вифлееме близ базилики Рождества Христова; создание сада библейских растений на подворье святых Праотцев в Хевроне; создание Этническо-библейского музея в Кане Галилейской; восстановительные работы в часовне св. Иоанна Предтечи на месте византийского храма VI века с сохранившейся мозаикой.