Дивеево + Арзамас

16-18 августа (поездка состоялась)



…Есть место такое в России,

Где Пасху средь лета поют.

И мир, о котором просили,

Росою туманы прольют…

(Т. Радынова)

Огромное поле… Русский простор… В поле три грандиозных собора равных Питерским с колокольней. Вот что открывается взору, когда ты подъезжаешь к селу Дивеево. Это диво дивное! В душе радостное ликование, наконец добрались! Время около 15.00 в это время службы нет. Сразу идем благословиться к преподобному Серафиму. Как важно внутренне собраться, снять, ликвидировать мысленный шум, ложные мысли, идущие от несобранности души. Вот он, тот самый храм, над которым, по свидетельствам, во время возведения главного купола кружили три голубя и три журавля. Троицкий собор. Службы в эти часы нет, потому к раке преподобного Серафима можно подойти свободно. «Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет», – так говорил преподобный Серафим Саровский своим духовным чадам. По сей день реки людей стекаются к раке преподобного. И слышит нас батюшка, и наша скорбь проходит.


«А ведь мощи не всегда находились там. «Бог поругаем не бывает» (Гал 6: ,7). В 20 годы XX века, после закрытия Саровского монастыря их выставили в витрину, как музейный экспонат, а за тем вывезли в неизвестном направлении. Вспоминается событие рождественской литургии 1991 года, когда патриарх Алексей II с кафедры Богоявленского собора объявил, что в музее истории религий и атеизма, который находился в Казанском соборе Ленинграда обретены мощи преподобного Серафима Саровского, а затем их с Ленинградского вокзала доставили в Елоховский собор, и тысячи людей могли поклонится дорогому батюшке. Есть документальные кадры о проводах преподобного Серафима с Московского вокзала. Поезд медленно трогается и тысячи людей в едином порыве встают на колени. То же происходило и в Москве! 1 августа 1991 года, после долгих лет поисков мощи торжественно были доставлены в Дивеево. Это было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Первое же обретение мощей состоялось в далеком 1903 году, когда император Николай II после прочтения книги С.Чичагова «Летопись Серафимо-Дивеевской обители» сказал: «Немедленно прославить!».

Любимой иконой преподобного была Богоматерь «Умиление». Сейчас она находится в Троицком соборе. Это список той древней иконы Божией Матери перед которой молился и представился, стоя на коленях молитвенно сложив руки, батюшка Серафим. Оригинал иконы хранится в патриаршей резиденции и каждый год в пятую неделю Великого Поста, в праздник Похвалы Богородицы икона доставляется в Богоявленский собор для поклонения. Как радостно, что наш собор имел и имеет возможность принимать эти две великие святыни!

Приложившись к мощам преподобного, мы отправились размещаться в гостинице. Сестры, неся послушание в гостинице, встретили нас с любовью и теплом. Чистые, светлые, уютные номера-все располагает к отдыху после дальней дороги. Стало как-то неудобно! Наши предки пешком, терпя нужду, голод, холод добирались до святых мест, не думая об удобствах!

Решили и мы не отставать от предков, уставшие мы отправились на вечернюю службу в Троицкий собор. Большой храм всецело заполнился богомольцами. Солнечные лучи, упавшие на иконный лик Богородицы, высветили и нашу радость: Христос воскресе! Этими словами всех встречал преподобный Серафим. После службы, в след за сестрами мы пошли по Богородичной Канавке, где при жизни батюшки являлась Божия Матерь. Один раз в сутки, предположительно вечером, Она навещает Дивеево – Свой четвертый земной удел. Трудно вместить умом, что ты находишься в доме Богородицы! Вдоль канавки еще осталось несколько серебристых тополей. Их благословил привезти из Иерусалима преподобный Серафим и посадить вдоль канавки. Мы увидели один старый тополь, еще тех времен, который оперся на монастырскую ограду от долготы лет на этой земле. Он находится недалеко от распятия. Следующий день был полностью в нашем распоряжении, ибо домой мы отправлялись только на следующее утро.

Утро началось с литургии. Все причастились! Посетили полуподземный храм Рождества Богородицы! В свое время, при строительстве Рождественской церкви своды, чтобы не обрушились, пришлось подпереть четырьмя массивными столбами. Преподобный Серафим очень обрадовался, когда узнал об этом. В духовном восторге старец воскликнул: «Четыре столба – четверо мощей – это ведь значит, что у вас здесь четверо мощей открыто почивать будут». В 90-е годы были обретены мощи трех святых великих дивеевских жен: первой настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Благодатно и радостно было поклониться святым девам и уходить из маленького уютного храма совсем не хотелось. Прошли мы и к могиле Н.А.Мотовилова (1809-1879) сотаинника и собеседника преподобного Серафима. Именно ему святой поведал о цели христианской жизни. Николай Александрович беседу записал. Благодаря ему мы можем принять умом и сердцем учение батюшки. На могиле Мотовилова растет береза. С ней связано несколько чудес. Во времена советской власти, когда монастырь пришел в запустение, кем-то было решено уничтожить березу. Для исполнения замысла пригнали экскаватор, стали дерево выкорчевывать. После нескольких попыток ковш экскаватора разломился. Оставили березу в покое. На стволе дерева отчетливо проявился силуэт медведя. Видели его и мы. В Казанском соборе, самом первом по дате постройки на территории монастыря покоятся мощи трех блаженных юродивых дивеевских жен: Пелагеи, Параскевы и Марии.  Само название «юродство Христа ради» взято из Первого Послания св. апостола Павла к Коринфянам: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4.10). Притворное безумие юродивых является предельной формой отвержения мудрости века сего согласно апостольскому завету: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3.18–19). Именно на трех жен было возложено духовное и молитвенное ограждение и защита монастыря. На этом поприще три блаженные подвизались на протяжении ста лет! Примечательна встреча блаженной Паши Саровской с государем Николаем II. Рассказывают, что при подготовке ко встрече Паша попросила вынести из домика мебель и застелить пол коврами: новость для адресата должна была оказаться сокрушительной. Действительно, в послании говорилось о трагической судьбе России и Царской Семьи. Царь Николай сильно опечалился по прочтении письма. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно помогло Семье достойно выдержать тяжкие испытания и сподобиться неувядаемого венца славы в Царствии Небесном. Памятник царской семье в Дивеево был установлен недавно в 2017 году на площади Преображенского собора справа.

Когда сегодня мы размышляем о жизни Дивеевской обители, мы, по своему маловерию и суетливости ХХI века, забываем о главном, о том, о чем постоянно твердил и просил не забывать преподобный Серафим: об участии в жизни Дивеевской обители Божией Матери, пожелавшей создать здесь Свой последний Четвертый Удел.  Нашему сухому, рациональному сознанию трудно принять события из жизни монастыря. Безусловное принятие воли старца дивеевскими сестрами, принятие подвига добровольной нищеты Мантуровым, добровольная смерть преподобной Елены (Мантуровой) ради брата Михаила и главное, что Сама Богородица и по ныне посещает Дивеево - все это кажется слишком легендарным, мифологичным и сказочным.

С тихой грустью покидали мы святую обитель. Надо сказать, что в первые два дня нашего пребывания бесконечно лил дождь и лишь на третий день, выглянув в окно мы увидели голубое небо и яркое солнце. Это было большое утешение от Царицы Небесной! В мирской суете - главной беде нашего времени, в проблемах, когда ты устал, ты недоспал, встать к иконе и заставить себя прочитать полное правило или Евангелие очень сложно. А здесь – Сам Бог велел. Ты идешь, смотришь на соборы, прикладываешься к мощам и иконам рука сама поднимается для крестного знамения, спина склоняется, и ты начинаешь молиться. Вот для этого мы приезжаем в Дивеево, чтобы остановиться в беге по жизни и вспомнить, что Господь и Царица Небесная рядом!